Понятия

Основные понятия GDevelop просты. Прежде чем начать работу с программой, прочитайте следующие объяснения.

Система координат

Объекты на сцене имеют X и Y координаты, соответствующие горизонтальному (ось X) и вертикальному (ось Y) положениям на Координатной плоскости.

Координаты мыши отображаются в статус-баре Редактора Сцены:

Как показано ниже, координата X уменьшается по мере движения влево и увеличивается по мере движения вправо, а координата Y уменьшается по мере движения вверх и увеличивается по мере движения вниз.

Для того чтобы перемещать или вращать объекты, вам нужно будет указать желаемый угол в градусах. См. ниже как в GDevelop считается угол вращения:

При использовании таких тригонометрических функций, как синус или косинус, обратите внимание на то, что вы должны будете выразить углы в радианах. ( 1 радиан = 180/ПИ градусов и 1 градус = ПИ/180 радианов, число ПИ приблизительно равно 3.14159 )


Выбор объектов в событиях

Большинство условий и действий относятся к объектам: условия для проверки, а действия для изменений. Действия без условий будут относиться ко всем объектам. Если вы впервые используете объект в событии, GDevelop будет проверять или изменять все объекты в сцене с этим именем. Если вы снова используете объект в этом же событии, GDevelop будет проверять и изменять только те объекты, которые были выбраны на предыдущих условиях.

Этот процесс - простое применение логики. Это событие будет удалять все объекты названные “Square”:

Это событие удалит только те объекты “Square”, координата X которых меньше 100 пикселей:


События: важен порядок

Порядок событий важен: события выше - выполняются первыми. Потому эффект от следующих событий не идентичен:

Первая пара создаст объект “Square” в позиции 200;100, а затем удалит его. Никакой “Square” не отобразится на экране.
Вторая пара удалит все объекты “Square” на экране, а затем создаст один “Square” в позиции 200;100, таким образом “Square” останется видимым.


Перемещение объектов, используя встроенные силы

Перемещение объектов может быть достигнуто благодаря силам, которые используются, чтобы “вытянуть” объекты.

Вы можете указать декартовы координаты силы (то есть X и Y, в пикселях), его полярные координаты (угол вектора силы и длину), и дисперсия силы, коэффициент между 0 и 1. Каждую секунду, длина силы будет умножаться на дисперсию: значение 1 означает, что сила будет применяться постоянно, а значение 0 - заставит сразу остановить применение силы. Все промежуточные значения заставят силу постепенно останавливаться.

Пример

Допустим, вы хотите переместить объект вниз:

Вы можете добавить силу, используя координаты X/Y, определив 0 для X координат и, скажем, 150 пикселей для Y координат. Вы также можете использовать полярные координаты и добавить силу с углом 90° и длиной 150 пикселей.

Другие способы перемещения объектов

Некоторые расширения, например, Физика или Автоматический поиск пути могут перемещать объекты с помощью собственной системы. В этом случае лучше не использовать встроенную систему сил, а вместо этого положиться только на действия, обеспеченные используемыми расширениями.


Переменные

Переменные позволяют вам хранить данные, например число или текст. Мы можем сравнить их с ящиками или коробками, где можно хранить записки. Могут храниться любые данные, пока они находятся в текстовом или численном формате: число оставшихся жизней, рекордный счет, количество оставшихся пуль, убитые враги, и т.д… Вероятно, вы будете часто использовать цифры.

Действия и условия проверяют или изменяют значения переменных.


Типы Переменных

Тип переменной определяет, где к переменной можно получить доступ. В GDevelop доступно три типа переменных:

Глобальные переменные доступны из всех сцен игры; например, они могут использоваться, чтобы сохранять счет игрока на протяжении всех уровней
Переменные Сцены доступны только из сцены. Они могут использоваться для данных, которые касаются только этой сцены, а не всей игры. Например время, которое осталось до взрыва
Переменные Объекта касаются только одного объекта. Например, у героя может быть переменная “Здоровье” или “Боеприпасы”.


Время, прошедшее с последнего кадра (TimeDelta)

Игра просчитывает события и перерисовывает экран несколько раз в секунду: мы говорим, что игра обновляется. То, как часто это происходит, зависит от ресурсов вашего компьютера: медленный компьютер может показывать 25 кадров в секунду, быстрый 140. GDevelop обычно предоставляет одинаковое значение на всех компьютерах, однако скорость некоторых операций может отличаться, например математические операции и рендеринг перемещений.

Чтобы сделать скорость изменений постоянной, используйте выражение TimeDelta(), которое возвращает время в секундах начиная с последнего кадра. Например, не делайте следующего:

Вместо этого сделайте так:

Первое событие добавляет 20 к переменной каждый раз, когда обновляется игра (т.е. как можно чаще). Это не верно, если использовать такое событие, то скорость увеличения переменной не будет одинаковой на разных компьютерах: например, мы не сможем предсказать значение этой переменной после 10 секунд.
Второе событие правильное и надежное: число 300 умножается на TimeDelta(). Таким образом, переменная будет увеличиваться с одной скоростью на разных компьютерах. Поскольку TimeDelta() возвращает время в секундах, это позволит вам просчитать точное значение: в нашем случаи, переменная увеличивается на 300 единиц в секунду. Таким образом, мы можем быть уверены, что через 10 секунд у переменной Life будет значение 3000.

Не забудьте использовать TimeDelta, если захотите все время добавлять некоторое число к значению.
Нет необходимости использовать TimeDelta(), когда вы двигаете объект, используя силы, так как GDevelop автоматически использует ее.


И это почти все, что нужно знать

Вы можете продолжить читать страницу "С чего начать" чтобы перейти к обзору интерфейса GDevelop.

Concepts

The basic concepts of GDevelop are simple. Read the following information to get started with the program.

Coordinate system

Objects on the scene have an X and a Y coordinate, corresponding to the horizontal position (X-axis) and the vertical (Y-axis) position on the Cartesian plane.

The mouse coordinates are shown in the Scene Editor status bar:

As shown below, the X-coordinate decreases as you scroll to the left and increases as you scroll to the right, while the Y-coordinate decreases as you scroll upwards and increases as you scroll downwards.

In order to move or rotate objects, you will need to specify the desired angle in degrees. See below how GDevelop understands the angle rotation:

If you use trigonometric functions like the sine or the cosine, note that you will have to express angles in radians. ( 1 radian = 180/PI degrees and 1 degree = PI/180 radians, PI being the number which is approximately equal to 3.14159 )


Object selection by events

Most conditions and actions refer to objects, the former to test and the latter to modify them. An action without a condition will refer to all objects. If you use an object for the first time in an event, GDevelop will test or modify all objects with this name in the scene. If you use the object in the same event again, GDevelop will test or modify only the objects which have been picked by the previous conditions.

This process is a mere application of logic. This event will delete all objects called “Square”:

This event will instead delete only the “Square” objects with X position inferior to 100 pixels:


Events: the order is important

The event order is important: events at the top are executed first. So the following event pairs are not equivalent:

The first pair creates a “Square” object in position 200;100 and then deletes it. No “Square” is displayed on screen.
The second pair deletes all “Square” objects from the scene, and then creates one “Square” in position 200;100, so the square remains visible.


Moving objects using built-in forces

Moving objects can be achieved thanks to forces, which are used to “pull” objects.

You can specify the Cartesian coordinates of a force (i.e. X and Y, in pixels), its polar coordinates (the force vector angle and length), and the force dispersion, a coefficient between 0 and 1. Each second, the force length will be multiplied by the dispersion: a value of 1 means that force will continue forever, a value of 0 will make it stop immediately. All intermediate values will cause the force to gradually stop.

Example

Say you want to move an object towards the bottom:

You can add a force using X/Y coordinates, specifying 0 for the X coordinate and, say, 150 pixels for the Y coordinate. You can also use polar coordinates and add a force with an angle of 90° and a length of 150 pixels.

Others means of moving objects

Some extensions like the Physics or Pathfinding behaviors may move the objects using their own system. In this case, it is better not to use the builtin forces system and instead rely only on actions provided by the extensions used.


Variables

Variables allow you to store data, for example a number or a text. We might compare them to drawers or boxes where we can file notes. Any data can be stored, as long as it is in text or number format: number of lives remaining, high-score, bullets left, killed enemies, etc… You are probably going to use numbers often.

Actions and conditions test or change a variable value.


Variable scope

The scope of a variable determines where a variable can be accessed. In GDevelop, three variable scopes are available:

Global variables are accessible from all the game scenes; for instance, they can be used to store the player's score across different levels;
Scene variables are only accessible from a scene. They can be used for data that only concern one scene and not the entire game, like the time remaining before an explosion;
Object variables only concern one object. For example, a hero can have a “Health” or “Ammo” variable.


Time elapsed since last frame (TimeDelta)

The game evaluates events and repaints the screen several times per second: we say that the game is refreshed. How often this happens depends on your computer resources: a slow computer can render 25 frames per second, a fast one 140. GDevelop can usually make sure that this value is the same on all computers, however the speed of some operations can change from computer to computer, for example mathematical operations and the rendering of movements.

To make the speed of changes constant, use the TimeDelta() expression, which returns the time in seconds since the last frame. For example, do not do the following:

But do this instead:

The first event is adding 20 to the variable every time the game is refreshed ( i.e. as much as possible ). It's not correct to use a such event as the speed of the increase of the variable will not be the same from computer to computer: We cannot predict the value of the variable after 10 seconds for example.
The second event is correct and reliable : The number 300 is multiplied by TimeDelta(). Thus, the variable will be increased at the same time on all computers. As TimeDelta() returns a time in second, it allows you to quantify exactly the amount: In our case, the variable will grow at 300 unit/seconds. Thus, we can predicate that the life will increase by 3000 units in 10 seconds.

Remember to use TimeDelta when you want to continually add some amount to a value.

When you're moving an object using forces, there is no need to use TimeDelta() as GDevelop automatically uses it.

And that's almost all you need to know

You can continue to read the Getting Started page to see an overview of GDevelop interface.